Периоды первого года жизни ребенка

Периоды первого года жизни ребенка

Малыш растет и развивается

[contents]

Первый год жизни ребенка является очень важным для его развития. Именно в это время у него активно развиваются способности слушать, разглядывать, тактильные ощущения и вкусовые рецепторы, моторика и поведенческие особенности. Для малыша все является новым и самые обычные предметы, звуки или явления вызывают сильнейшее любопытство и порождают последующий вывод о происходящем в подсознании. Для правильного развития новорожденного в первый год жизни родителям необходимо со всей ответственностью подойти к его распорядку дня и воспитательным моментам.

Периоды развития ребенка в первый год жизни

Быстрые темпы развития детей вызывают изменения в их общем поведении. Выделяют несколько этапов по месяцам: до 3, 3-6, 6-9, 9-12. На каждом из этих этапов стоят разные задачи развития и воспитания ребенка, разный режим дня.tri-mesyaca-malishu

Основные задачи организации жизнедеятельности детей в возрасте до 3-х месяцев:
— организовывать сон, кормление, активное бодрствование с определенным режимом;
— учить засыпать без дополнительных воздействий;
— развивать органы чувств зрительных и слуховых;
— формировать общее эмоционально-положительное состояние ребенка и голосовые реакции;
— развивать моторику ребенка;
— предотвращать возникновение отрицательных привычек (сосание пальцев, засыпание на руках и прочее);
— осуществлять оздоровительные и закаливающие процедуры.

Режим дня складывается из следующих элементов: активное бодрствование, сон, кормление. Правильным является такое чередование: после сна — кормления, после кормления — активное бодрствование. До трех месяцев детей кормят каждые 3 часа. Длительность бодрствования должна составлять около 1,5 часа за раз. Спать нужно 4 раза.

С 3 месяцев ребенок должен спать при открытой фрамуге, потом на веранде (температура не ниже 10°). В период бодрствования проводятся с детьми занятия: развитие предразговорных голосовых реакций, развитие слуховой и зрительной сосредоточенности в специально отведенное для этого время (через 15-20 минут после кормления и за 20-25 минут до укладки детей спать). С 2,5 месяцев в манеже или постели до специальных стоек размещают игрушки, удобные для захватывания ребенком (кольца с привязанными к ним мелкими игрушками или погремушки). В это время малыш пытается держать голову, учиться различать эмоции, делает активные движения руками и ногами, реагирует на мамин голос, и самое приятное — улыбается.

С 3-х до 6 месяцев кормят ребенка каждые 3 часа: количество кормлений – 6 раз. Общее количество сна 16,5-16 часов. В период активного бодрствования с детьми проводятся в игровой форме индивидуальные игры-занятия. Малыш пытается самостоятельно переворачиваться и ползать на животе. Родителям в этот период жизни малыша необходимо особое внимание уделять его физическому развитию и практиковать массаж и зарядку.

Организация жизни детей с 6-7 месяцев до 9 месяцев происходит за режимом с трехразовым, 10 – с двухразовым дневным сном. В это время необходимо начать вводить прикорм. У ребенка начнут активно развиваться вкусовые рецепторы. Малыш уже уверенно сидит и ползает на четвереньках, что помогает ему открывать все новое и новое. Необходимо продолжать развивать движения, делать массаж и гимнастику, развивать действия с предметами (игрушками), развивать речь (звукоподражание), проводить занятия с картинками, разыгрывать шутки, помогать наблюдать за окружающим миром, устраивать музыкальные занятия, а также дидактические игры по сенсорному развитию.periodi-razvitiya-detei

В период 9 -12 месяцев большинство детей уже начинают ходить, что бесспорно радует, но и доставляет много хлопот родителям. У ребенка выросла работоспособность и окрепла его нервная система, что сказалось на времени его бодрствования. Малыш начинает проявлять интерес к объектам живой и неживой природы. В этот период у ребенка закрепляются все умения, приобретенные ранее. Развивается речь, сначала звуки, а затем и слова все чаще можно различить в речи малютки.

Советы родителям:

— стимулируйте детей к самостоятельному хождению;
— воспитывайте смелость ходить, бегать;
— привлекайте детей к разнообразным действиям с предметами: держать ложку, чашку, расческой причесывать волосы, нанизывать кольца на пирамидку, бряцать погремушками, звонить колокольчиком и прочее;
— поощряйте детей к многократному повторению одних и тех же действий: закрывать коробку крышкой, бросать и поднимать мячик, качать куклу, кормить зайчика и прочее;
— учите ребенка действовать с двумя предметами одновременно выполнять два действия;
— развивайте координацию движений рук и ног;
— учите контролировать свои действия: стучать предмет о предмет, нанизывать или собирать бусы, камешки;
— привлекайте детей к обследованию предметов: ощупывать, рассматривать с разных сторон, стучать, нюхать, пробовать;
— называйте все действия ребенка словами;
— следите за соблюдением правил безопасности жизнедеятельности (не давайте мелких игрушек, надежно прячьте лекарства, моющие средства, парфюмерию и тому подобное);
— поощряйте ребенка к самообслуживанию: повторять действия взрослого в одевании, раздевании, умывании, уборке игрушек, держании ложки, пользовании салфеткой, носовым платком;
— организуйте разнообразные речевые игры: звукоподражания («Как мяукает котенок?», «Кто это лает?», «Скажи как я», «Прятки»), на активизацию словаря («Волшебный конек», «Кто в домике живет?», «Узнай, что это?»);
— показывайте предметные и сюжетные картинки (с двумя действенными лицами: девочка и котенок, мальчик и собака);
— читайте песенки, стишки, стимулируйте выполнение движений по их содержанию;
— поощряйте детей называть знакомые предметы и действия словами (дай, на, молоко, мама, баба, папа);
— называйте правильные слова (собачка, кошечка), а потом звукоподражание (гав-гав, кис-кис);
— не повторяйте за ребенком его собственных звуконаследований, примитивных слов-слогов;
— рассматривайте с ребенком иллюстрации в детских книгах большого размера;
— не давайте ребенку одновременно много игрушек (не больше 2-3), учите их сравнивать по размеру, цвету;
— привлекайте детей рассматривать себя в зеркале, свою одежду, обувь, части тела;
— приучайте к опрятности, соблюдать чистоту рук, лица, одежды;
— рассказывайте сказки «Дед и баба», «Репка», «Колобок»;
— пойте каждый вечер на ночь колыбельные песни;
— придерживайтесь постоянного режима дня.

Родителям необходимо окружить ребенка вниманием, заботой и любовью. Это три самых главных составляющих правильного развития малыша и его психического состояния в первый год жизни. Вам вместе с ребенком придется узнать много нового и интересного.